Экологический аудит и консалтинг

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст.1 Федерального закона “Об охране окружающей среды”).

Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

Задачами экологического аудита являются:

  • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
  • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
  • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
  • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Объектом экологического аудита является хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.

При проведении экологического аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям – экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

В качестве основного инструмента поиска, анализа и ранжирования путей предупреждения и сокращения воздействия на окружающую среду при осуществлении промышленными предприятиями деятельности в области экологического менеджмента используется экологический аудит.

Экологический консалтинг – это комплекс работ, связанный с экологическим обеспечением деятельности строительных и проектных организаций, предприятий всех отраслей деятельности, администраций муниципальных, областных образований, заключающийся главным образом в проектах ресурсосбережения, а также в проектах по понижению степени загрязнения окружающей среды предприятиями.

Услуги по экологическому консалтингу:

  • Организация и проведение предварительной экологической экспертизы проектно-сметной документации.
  • Разработка программ безопасного экологического развития хозяйствующих объектов. Подготовка экологической части Декларации о намерениях.
  • Оценка исходного состояния системы управления охраной окружающей среды предприятия.
  • Определение приоритетных направлений природоохранной деятельности предприятия.
  • Разработка экологической политики предприятия, Экологический менеджмент предприятия (СУОС, ИСО14000).
  • Формирование пакета законодательных, нормативных и иных природоохранных требований к деятельности предприятия.
  • Консультирование персонала службы охраны окружающей среды предприятия.
  • Подготовка и сопровождение демонстрации системы управления охраной окружающей среды предприятия внешним заинтересованным сторонам.
  • Подготовка экологических обоснований для системы сертификации по экологическим требованиям.
  • Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления предприятием в сфере охраны окружающей среды.
  • Разработка ежегодного инициативного экологического отчета предприятия для внешних заинтересованных сторон.
  • Разработка раздела «Анализ воздействия на окружающую среду» для проекта ликвидации предприятия.
  • Консалтинговые услуги по природоохранительной разрешительной системе, процедуре подготовки и согласования проектных материалов.
  • Организация и проведение общественных слушаний.
  • Организация сайта экологического слушания в сети Интернет.
  • Формирование конструктивного общественного мнения, создание «зеленого» имиджа предприятия.
  • Организация экологической страницы предприятий в сети Интернет.

Предложения по внедрению элементов экологического консалтинга

  • Стратегический анализ.
  • Объект анализа внутренней среды.
  • Объект анализа внешней среды.

Стратегический анализ

Экологическая оценка – важная стадия после предварительных стратегических оценок. Она позволяет правильно связать идею и конкретные шаги для успешного стратегического развития предприятия и не только в области охраны окружающей среды.

Экологическая оценка в составе стратегического анализа состоит их этапов:

  • Оценка исходного состояния природоохранной деятельности организации.
  • Выявление приоритетных проблем природоохранной деятельности (в т.ч. в отношении соответствия законодательству) и наиболее значимых экологических аспектов.

Экологические цели должны соответствовать общей стратегии развития компании.

Экологическая оценка в системе стратегического анализа осуществляется по следующим направлениям:

  • Анализ деятельности, продукции, услуг.
  • Оценка состояния окружающей среды в зоне действия организации, а также факторов воздействия (выделение веществ и энергии), определяющих эти факторы.
  • Анализ законодательных и нормативных требований и выявление деятельности, продукции, услуг, к которым предъявляются специальные требования.
  • Анализ материального баланса (энергетических потоков, выявление возможных потерь).
  • Изучение позиций заинтересованных сторон и выявление экологических аспектов, вызывающих их интерес.
  • Идентификация непрямых экологических аспектов.

Объект анализа внутренней среды

  • Система управления (СУ).
  • Финансы.
  • Производство.
  • Маркетинг и сбыт.
  • Логистика (закупка, хранение, транспортировка).
  • Персонал.

Основные критерии для оценки значимости экологических аспектов деятельности, продуктов и услуг организации в анализе внутренней среды:

  • Информация о состоянии окружающей среды для выявления действий, продуктов и услуг организации, которые могут оказывать воздействие на окружающую среду.
  • Экологические риски, связанные с сбросами, отходами и выбросами.
  • Природоохранная деятельность организации, контролируемая законодательными требованиями.
  • Проектирование, развитие, производство, распределение, обслуживание, использование, повторное использование, вторичная переработка и захоронение продукции организации.
  • Действия организации, связанные с наиболее значимыми природоохранными затратами.

Система управления (СУ)

В развитии СУ планируется переход от реагирующего менеджмента («пожарная команда»), на основе анализа текущей ситуации, к инициативному менеджменту на основе прогнозирования – экологическая оценка системы менеджмента расширяет его.

В рамках экологической оценки системы менеджмента:

  • Может проводиться оценка отчетности по разным подразделениям, статистика, бухгалтерия, внутренняя первичная, отраслевая.
  • Можно провести проектный экологический анализ, посмотреть текущую результативность (на основании стандартов ISO), сравнить комплексность характеристики бизнес-процессов, связанных с экологическими аспектами, соотнести с мировой практикой, предложить рекомендации по проведению реинжиниринга.
  • Можно выявить проблемы, возникающие при внедрении информационной системы предприятия (по типу ERP), оказать помощь в разработке пилотной программы внедрения ERP системы с учетом требований стандарта ISO 14001.

Финансы

В ходе экологического анализа можно определить и оценить:

  • Не является ли производство потенциально проблемным в ближайшей перспективе по экологическим аспектам.
  • Историческое загрязнение местности, что позволит выяснить степень открытости этой информации для третьей стороны (общественности и т.д.), оценить финансовые риски, исходящие от юридической неопределенности в отношении ответственности за загрязнение в прошлом.
  • Необходимость установления (согласно стратегии развития предприятия) на предприятии бизнес-процесса по оценке значительных законодательно закрепленных экологических рисков для начала инвестирования (покупки производств, участков местности и т.д.) (процедура «due diligence»).
  • Текущие положительные/отрицательные экологические тенденции, могущие влиять на капитализацию компании.
  • Правильность расчета природоохранных платежей и адекватность их величин за пользование природными ресурсами в текущей ситуации, динамику их изменения.
  • Общую величину потенциального риска от экологических правонарушений по подразделениям предприятия на текущий момент.

При отсутствии экологических оценок возрастает вероятность появления непредвиденных финансовых рисков проекта. Вследствие этого:

  • Возрастает общая стоимость проекта.
  • Возрастают капрасходы на инвестиции.
  • Повышается уровень штрафов.
  • Растет плата за пользование ресурсами.
  • Возникает вероятность закрытия объекта природоохранными органами.
  • Существует возможность лишения (или приостановки) лицензий на деятельность объекта.

Ущерб от техногенных катастроф по данным МЧС за 1996 г. — 80 трлн. руб. Риски очень высокие, предупредительные меры эффективнее аварийных и существенно дешевле.

Анализ вклада экологической и социальной ответственности компаний в их рыночную стоимость показывает положительные тенденции, свидетельствующие о принятии таких действий рынком и их экономической эффективности.

В частности, среди сравнимых компаний (например, входящих в один индекс на основе экономических характеристик) капитализация лидеров во внедрении подходов устойчивого развития растет заметно, на несколько процентов в год быстрее, чем в среднем в группе. Разрыв в компаниях одной отрасли может достигать более десятка процентов.

Внимание к природоохранной деятельности и развитие систем ЭМ приносит заметные экономические преимущества:

  • снижение себестоимости;
  • снижение рисков;
  • рост рыночной капитализации (по данным InnovestGroup).

Производство

К экологическим аспектам в анализе внутренней среды производства относятся факторы:

  • выбросы в воздух;
  • сбросы в воду;
  • наличие, вторичная переработка, перевозка и захоронение отходов;
  • использование и загрязнение почвы;
  • использование природных ресурсов и сырьевых материалов (включая энергию);
  • местные проблемы (шум, вибрация, запах, пыль, внешний вид и т.д.);
  • вопросы транспортировки (продукции, услуг и т.д.);
  • риски экологических аварий и воздействия, возникающие или могущие возникнуть как следствие аварий и потенциальных нештатных ситуаций;
  • воздействие на биоразнообразие.


В результате действий, продуктов и услуг предприятия к экологическим аспектам в анализе внешней среды относятся факторы:

  • вопросы, связанные с продуктами (проектирование, создание, упаковка, транспортировка, использование, возврат/захоронение отходов);
  • капиталовложения, выделение ссуд и страховые услуги;
  • освоение новых рынков;
  • выбор и состав услуг (напр., транспорт или снабжение продуктами питания);
  • административные решения и решения в отношении планирования;
  • экологическая результативность и практические подходы партнеров, подрядчиков и поставщиков.

Экологический анализ технического состояния предприятия может помочь:

  • Соотнести по разным подразделениям использование сырья, в соответствии с принятыми экологическими критериями эффективности, оценить внутренние стандарты предприятия по нормированию расхода материальных ресурсов относительно мировых.
  • Провести экологическую оценку наличия необходимой документации (природоохранной, санитарной и документации по производственной безопасности), что позволит оценить вероятность административной ответственности, согласно КоАП.
  • Подготовить программу экологического аудита деятельности предприятия на соответствие требованиям законодательства, отраслевым правилам, международным стандартам или любым другим требованиям.
  • Оценить текущий уровень, упорядоченность внутренней отчетности, что может являться базисом для формирования экологической стратегии развития предприятия.
  • Оценить издержки, связанные с окружающей средой, проследить возможности снижения издержек в производственном процессе предприятия (переоценка договоров с поставщиками, подрядчиками, собственных процедур контроля качества, собственных мест временного хранения материалов и т.д., системы управления с отходами, вредными стоками, выбросами в атмосферу).
  • Оценить возможность уменьшения себестоимости продукции предприятия и роста доходов от эффективного использования вторичных ресурсов, отходов и прочих недооцененных ресурсов.

Логистика

Подключение экологических оценок способно уменьшить затраты и увеличить безопасность и надежность работы логистической системы за счет:

  • Сравнительной экологической оценки комбинации всех видов применяемого транспорта (дизельные-бензиновые, разная грузоподъемность, автотранспорт/дорога).
  • Прослеживания структуры логистических единиц, менеджмента цепи поставок с позиции потенциальных экологических рисков.
  • Проведения предварительного аудита поставщиков по стандартизированному перечню экологических и качественных характеристик продукции, чтобы лучше оценить риски, идущие от поставщиков.
  • Экологической оценки рациональной конфигурации логистических единиц в связи с утилизацией либо переработкой упаковочного материала (часто очень существенного количества отхода упаковки).
  • Экологической оценки логистической системы в рамках стратегического развития предприятия. Это позволит оценить возможности снижения издержек, связанных с экологическими аспектами, в условиях планируемой жесткой конкуренции, условиях быстрых и точных поставок.

Маркетинг и сбыт

Проведение экологических оценок позволит рассмотреть возможности использования новых инструментов и форм эко-маркетинга и продуктовой политики предприятия, а также наметить стратегические шаги в развитии:

  • Эко-спонсоринг (кооперирование между фирмами и экологическими организациями, трансферт положительного имиджа, например, «здоровая пища» Макдональдс в Германии).
  • Эко-тайнмент (экологическая агитация, замещение обычных товаров как более разумными и экологичными, например, «Икея»).

Экологические меры способны значительно увеличить рынок, известность и стоимость бренда, практически без изменения ассортимента продукции.

Персонал

Может проводиться экологическая оценка персонала.

В рамках комплексной оценки различных сторон и результатов деятельности персонала (финансово-экономических, отношений с клиентами, технически-организационных, уровня квалификации и динамики его повышения, инновативности) показываются связи разнообразных видов деятельности с экологическими результатами.

Все услуги Контактная информация Получить консультацию